xan_13 (xan_13) wrote,
xan_13
xan_13

Categories:

Чтобы помнили. Михаил Высоцкий.

Оригинал взят у amonov в Чтобы помнили. Михаил Высоцкий.


25 февраля 2013 года не стало Михаила Степановича Высоцкого. Михаил Степанович относился к той плеяде советских конструкторов, имена которых не были на слуху, хотя ничего секретного они не разрабатывали, а наоборот результаты их труда можно каждый день видеть на улицах советских городов. Советские автомобильные конструкторы были люди не так раскрученные, как создатели самолетов или вооружений. Михаил Высоцкий долгие годы был главным конструктором МАЗа.

Биография Михаила Степановича похожа на тысячи биографии других советских людей. Родился 10 февраля 1928 года в Семежево Копыльского района. В 1946 году поступил работать на МАЗ. Работал и параллельно учился в Минском автомеханическом техникуме, затем в Всесоюзном заочном машиностроительном институте в Москве. По окончанию института принимал участие в разработке новой техники, отлично зарекомендовал себя и уже в 1961 году был назначен главным конструктором МАЗа.


Первой самостоятельной разработкой Высоцкого стал МАЗ 500, пришедший на смену 200-ой машине. Появление 500-го стало качественным скачком для минского автозавода. Современная, бескапотная компоновка, просторная кабина с хорошим обзором. Но запуск в производство перспективного грузовика шел не так просто. Белорусский совнархоз активно противился новинке, считалось, что машина слишком не подходящая для советского хозяйства. Ситуацию спасло вмешательство секретаря ЦК по промышленности Филимонова. Он осмотрел старую и новую машины, пришел в полный восторг от 500-го и вопрос был исчерпан. Уже в 1965 году МАЗ-500 начал сходить с конвейера завода.


Следующим этапом стала разработка МАЗ-516. Разрабатывался автомобиль по просьбе финских дилеров завода. Грузоподъемность МАЗ-500 10 тонн, разрешенная нагрузка на ось в Финляндии 8 тонн, как результат - минские грузовики ходят недогруженные. Чтобы решить проблему нужно было добавить автомобилю еще одну ось. И опять у Высоцкого битва с чиновниками утверждавшими, что трехосный МАЗ будет иметь худшую управляемость и проходимость. Испытания опровергли эти домыслы и МАЗ-516 пошел в серийное производство. Грузовик оказался очень востребован на зарубежных рынках.




Но настоящий бой с чиновной братией у Михаила Степановича случился в 1970 году. В конце шестидесятых автопарк советских коммерческих автомобилей разросся так, что уже каждый 12 рабочий в СССР был занят в этой сфере. Чтобы и дальше грузоперевозки не поглощали рабочею силу с неимоверной скоростью требовалось создать автомобильные поезда с большой грузоподъемностью. Этим и занялся Высоцкий, ясно видевший перспективность этой темы.


Но большие чины в министерстве автомобильной промышленности желали закупать такую технику за рубежом и разработка МАЗ пришлась им не ко двору. Тогда Высоцкий идет на рискованный шаг. Он собирает колону из нескольких экспериментальных тягачей с полуприцепами и гонит их в Москву. Показ в министерстве результата не дал, там все были настроены на импортную технику. Тогда Высоцкий ведет караван грузовиков прямо к зданию ЦК КПСС и показывает технику заместителю отдела машиностроения Вольскому. Ему техника нравится. На следующий день автопоезда были показаны председателю Госплана СССР Байбакову - опять успех. Байбаков предлагает показать председателю правительства Косыгину. Кавалькада тяжелой техники отправляется в Кремль. Алексей Николаевич лично осмотрел технику, остался ею доволен и поинтересовался - Сколько нужно денег для освоения новой техники?

Ему ответили - 40 миллионов рублей.

Деньги будут - ответил Косыгин.

Вот так просто и легко решались вопросы в СССР, без беганья по миру с протянутой рукой в поисках иностранных инвестиций.



Следующие тридцать лет Михаил Степанович занимался разработкой разнообразной техники, перечислять которую долго и не имеет смысла. Многие из разработок Высоцкого можно до сих пор встретить на дорогах России и других стран.




Кульминацией работы на посту главного конструктора Минского автозавода стала разработка уникального концепта - МАЗ-2000 Перестройка.


Этот концептуальный автопоезд сильно обогнал свое время. Конструкция Перестройки на столько революционная, что вряд ли сможет полностью воплотиться в жизнь, но отдельные технические решения наверняка будут использоваться в технике будущего, возможно очень не далекого.

В 1992 году Высоцкий был избран вице-президентом Академии наук БССР. С 2001 года - генеральный конструктор Научно-инженерного унитарного предприятия Белавтотракторостроение, с 2006 - го - генеральный директор Государственного научного учреждения Объеденный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси.
Tags: Беларусь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments